КАК СОЗДАТЬ ЦИФРОВУЮ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассказываем на опыте ВШБ МГУ, как с помощью диджитал-технологий создать новую модель обучения для лидеров

Кейс будет полезен: образовательным учреждениям, сетевым и независимым компаниям, интеграторам и производителям оборудования.

От полного дистанта во время пандемии университеты перешли к моделям обучения, которые сочетают офлайн и онлайн-подход

Разработкой и реализацией проекта занималась компания-интегратор SMART ROOMS.
Интегратор аудиовизуальных
решений
На примере ВШБ МГУ рассказываем, как подготовить цифровую платформу, чтобы обеспечить полное погружение участников в образовательный процесс.
SMART ROOMS
Одна из таких моделей — гибридное обучение, которая позволяет дистанционно подключать к учебному процессу студентов и преподавателей, обеспечивая максимально высокое качество связи, звука и видео.
Высшая школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова
ВШБ МГУ

Гибридное образование — синхронный процесс обучения, при котором одна часть студентов находится в аудитории, а другая — онлайн.

9 ШАГОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ

ШАГ 1. ОТТАЛКИВАЙТЕСЬ ОТ ЗАДАЧ КЛИЕНТА И ПОКАЗЫВАЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ

привезли демооборудование
Если мультимедиа не решает поставленные задачи, то это просто набор оборудования.
Мы проанализировали проблемы клиента и провели полноценную демонстрацию решения:
собрали решение прямо в аудитории
привлекли вендоров, которые помогли в тонкой настройке
провели презентацию для заказчика

6 главных задач цифровой платформы для ВШБ МГУ

6
Разработать цифровую платформу на более высоком уровне, чем у других вузов.
Найти и реализовать решение, которое бы превосходило по качеству общепринятый подход, когда статичная камера снимает только преподавателя и доску.
1
Создать ощущение, что все участники находятся в едином пространстве.
Основной вопрос стоял в качестве передачи информации: чтобы всех было слышно и видно. Потому что, если студенты напрягают слух, то их вовлечённость падает. Выдержать 6–8 часов лекций при таких условиях очень сложно. Особенно дистанционно.
2
Позаботиться о высокой разборчивости речи.
Студенты на занятиях вступают в диалог с преподавателем и друг с другом. Поэтому важно, чтобы их было хорошо видно и слышно как офлайн, так и онлайн.
3
Обеспечить интерактивную работу с контентом.
Важно не только общение, но и подача информации. За это отвечает цифровой аналог маркерной доски и презентации, в которые можно вносить пометки в режиме реального времени, а также проводить тесты, опросы, викторины и др.
4
Сделать интуитивное управление для преподавателя.
Важно, чтобы преподаватель не отвлекался во время лекции на оборудование. Поэтому всё должно быть устроено так, чтобы человек с минимальной подготовкой мог в одиночку использовать все технические средства.
5
«Нулевое администрирование» для технического персонала.
Администрированием восьми аудиторий ВШБ МГУ должен заниматься один IT-специалист, который также обеспечивает поддержку IT-инфраструктуры. Занятия со студентами должны проводиться без операторов и технического персонала.

ШАГ 2. СОЗДАЙТЕ ОЩУЩЕНИЕ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ онлайн И офлайн

Идеальная гибридная аудитория оснащена камерами с высоким разрешением, микрофонами, которые передают звук без эха, посторонних шумов и задержек, интерактивным дисплеем, а также большим экраном для презентаций и отдельным дисплеем, на который транслируется видео онлайн-участников.
Одна из аудиторий гибридного обучения ВШБ МГУ

Оборудование, которое помогло создать ощущение единого пространства для всех участников

Система мониторинга Extron GVE

Обеспечивает постоянный мониторинг всего установленного оборудования и уведомляет о сбоях и неисправностях.
Система коммутации для маршрутизации и обработки сигналов: Extron + Shure
Система интегрированного управления Extron
Автоматизирует процесс управления. Дополнительно для управления аудиторией используется сенсорная панель Microsoft Teams Rooms, на которой выведены основные элементы управления комнатой: свет, шторы, пресеты. Это мощная панель с повышенным уровнем быстродействия и большим объёмом памяти — своеобразный конференц-хаб с интуитивным управлением.

Система отображения

Проектор и экран для демонстрации презентаций, а также два дополнительных дисплея для отображения галереи участников.

Система видеосъёмки Poly EED II

Система видеосъёмки Poly EED II. Камеры с автоматическим наведением на говорящего. Одна направлена в сторону преподавателя, другая — на студентов в аудитории. Работают в паре и обеспечивают постоянную фокусировку на активном участнике. Если в аудитории все молчат или говорят только онлайн-участники, то камера показывает общий план.

Система микрофонов: Shure MXA910

Охватывают всю аудиторию таким образом, чтобы онлайн-участники слышали, что говорит как преподаватель, так и студенты. Дополнительно преподаватель может использовать петличный микрофон для повышения разборчивости и качества речи.

Интерактивные дисплеи
SMART SBID-GX165 диагональю 65

Используются для интерактивной работы с контентом и как цифровые маркерные доски.

Акустические системы Shure

Монтируются в потолок и напрямую подключаются к сети Dante с питанием PoE. Это позволяет не использовать дополнительно усилители и контролировать статус каждой АС удалённо.

ШАГ 3. ОБЕСПЕЧЬТЕ ВЫСОКУЮ РАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ

Высокая разборчивость речи важна для взаимодействия онлайн-учащихся как с педагогом, так и с сокурсниками. Но есть сложность: технические устройства могут оказаться неудобными для участников процесса, что скажется на качестве образования.
Хорошо
Потолочные микрофоны.
Равномерно захватывают звук со всей аудитории независимо от того, кто говорит: преподаватель с кафедры или студент с последнего ряда аудитории. Реагируют на голос и отсекают лишние шумы аудитории.
Плохо
Стационарный микрофон на кафедре или микрофон-петличка. Необходимость говорить только в микрофон мешает оживлённой дискуссии. А обеспечить всю аудиторию петличками — крайне сложно.
Персональный мобильный микрофон преподавателя. Захватывает голос при любых условиях. Преподавателя слышно даже на дальних рядах.
Потолочные микрофоны равномерно распределены по всей аудитории.
Хорошо
Потолочные микрофоны.
Равномерно захватывают звук со всей аудитории независимо от того, кто говорит: преподаватель с кафедры или студент с последнего ряда аудитории. Реагируют на голос и отсекают лишние шумы аудитории.
Плохо
Стационарный микрофон на кафедре или микрофон-петличка. Необходимость говорить только в микрофон мешает оживлённой дискуссии. А обеспечить всю аудиторию петличками — крайне сложно.
Персональный мобильный микрофон преподавателя. Захватывает голос при любых условиях. Преподавателя слышно даже на дальних рядах.
Потолочные микрофоны равномерно распределены по всей аудитории.

С какими сложностями столкнулись

Фоновый шум в аудиториях снизился — качество звука выросло.
Об этом говорят финальные акустические измерения в аудиториях.
В аудиториях ВШБ МГУ шумная вентиляция. Она не позволяла сделать качественный и равномерный захват и передачу звука. Пришлось настоять на ремонте системы вентиляции.
STIPA
метод замеров индекса разборчивости звуков и речи

Требования заказчика к уровню разборчивости речи по методу STIPA

Речь студентов — не ниже уровней «С» и «D».

Речь преподавателя — уровень индекса «А».

ШАГ 4. ОБЕСПЕЧЬТЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ГАРАНТИРУЮЩЕЕ ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

Автоматизированные плотные жалюзи для устранения нежелательных бликов и засветов
Качество освещения — один из ключевых факторов при создании любого изображения. Блики, засветы на лице лектора или, напротив, тёмная и тусклая картинка во время трансляции — всё это отвлекает и нарушает ощущение единого пространства для всех участников обучения.
Чтобы создать для студентов на дистанте эффект присутствия, мы заменили все люминесцентные светильники на светодиодные. Дополнительно установили моторизованные жалюзи для блокирования солнечного света, благодаря чему повысили качество съёмки и получили качество картинки, как при студийной видеозаписи.
Установили камеры, которые фокусируются на говорящем, в какой бы точке аудитории он ни находился:

Как визуально создать эффект присутствия 360°

Установите видеокамеры в разных точках аудитории, чтобы онлайн-участники видели
не только преподавателя, но и сокурсников.
Основные точки: за столом, у доски и интерактивной панели.

Схема размещения оборудования в ВШБ МГУ для создания эффекта присутствия 360°

Приобретите жалюзи для блокировки солнечного света.
Естественный свет хорош только для съемки на природе. Солнце может быть слишком ярким, отбрасывать резкие тени на преподавателя и объекты в аудитории. Это может повлиять на качество транслируемого материала.
Замените люминесцентные светильники на светодиодные.
У них большая световая отдача, они создают равномерный свет, за счёт чего повышается качество транслируемой картинки.
Чтобы качество картинки и звука было высоким при одновременной работе в восьми аудиториях, мы расширили канал доступа в Интернет с 100Мбит/с до 1 Гбит/с.
Продолжительность учебного дня в ВШБ МГУ 一 6−8 часов. Всё это время качество видео и звукопередачи должно быть неизменным, чтобы преподаватель и студенты не отвлекались на технические неполадки.
6-8 часов
продолжительность лекций ВШБ МГУ

ШАГ 5. ОБЕСПЕЧЬТЕ НЕИЗМЕННОСТЬ КАЧЕСТВА В ТЕЧЕНИЕ 8 ЧАСОВ

ШАГ 6. ОБЕСПЕЧЬТЕ ИНТЕРАКТИВНУЮ РАБОТУ С КОНТЕНТОМ

Студенты на дистанционном обучении менее вовлечены в процесс, чем те, кто находится в аудитории с преподавателем. Как правило, они смотрят видео, но не участвуют в занятии. На помощь приходит интерактивная работа с контентом: опросы, тесты и викторины.
Когда онлайн и офлайн-студенты одновременно участвуют в интерактиве на одной цифровой площадке, дистанция между ними не ощущается так сильно.
Хорошо
Использовать виртуальную доску. Это поможет учащимся следить за ходом лекции в режиме реального времени.
Плохо
Делать записи на обычной доске для тех, кто в аудитории. Высылать материалы урока студентам на дистанте до или после лекции.
Отдельные задания для студентов в аудитории и на дистанте.
Объединять студентов в группы по типу обучения: группы в аудитории отдельно, группы на дистанте тоже отдельно.
Общие задания на единой цифровой платформе.
Работа в смешанных группах или по парам: студент на дистанте + студент в аудитории.
Достаточно поделиться экраном через интернет, чтобы презентацию на своих экранах увидели студенты на дистанте
Доска для интерактивных презентаций:

ШАГ 7. СДЕЛАЙТЕ ИНТУИТИВНО ПОНЯТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

При гибридном формате обучения преподаватель одновременно работает с двумя типами учащихся. И чтобы каждый получил единый образовательный опыт, во время занятия ему нужно равномерно распределять внимание на онлайн и офлайн-студентов. Если преподаватель вынужден постоянно отвлекаться на технические трудности в управлении цифровой платформой, студенты на дистанте автоматически будут получать меньше внимания и образовательного опыта. Решение 一 интуитивно понятное управление цифровым оборудованием с максимальной степенью автоматизации.
Конференц-хаб с интуитивным интерфейсом
Цифровая платформа сама ведёт человека, предлагая шаги в зависимости от задач:
Чтобы человек даже с минимальной подготовкой смог в одиночку использовать аудиторию и все технические средства, мы подготовили обучающее видео:
Чем проще и информативнее видео, тем лучше. Идеальный хронометраж 一 6-15 минут
Сделайте подсказки для преподавателя в аудитории: подпишите, что за что отвечает и что делать, если возникли неполадки:

ШАГ 8. ОБЕСПЕЧЬТЕ «НУЛЕВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

В нашей реализации IT-специалист сидит на рабочем месте: в 95% случаев каких-то неполадок у него на мониторе появляется информация о конкретной неисправности, которую он может пофиксить не вставая с места.
Оставшиеся 5% надо все-таки бежать в аудиторию.
При «классической» реализации мультимедийного комплекса пришлось бы сажать в каждую аудиторию оператора для управления оборудованием.
В улучшенной версии, когда оборудование автоматизировано, при каждой неисправности технический специалист должен был бы бежать аудиторию по первому зову и пытаться понять, что не работает.

ШАГ 9. ОБЕСПЕЧЬТЕ ИМИДЖЕВУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ПРОЕКТА

Цифровая платформа для гибридного образования 一 это не только эффективный инструмент обучения, но и способ повысить имидж вуза среди студентов и преподавателей. Подобные технологии помогают построить сильный бренд университета. Это особенно важно из-за конкуренции среди образовательных учреждений.
Открытие цифровой платформы в ВШБ МГУ имело большой пиар-эффект: о событии рассказали на таких площадках, как «Lenta.ru», «Газета.ру», «Рамблер», «Вести недели» и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА В ЦИФРАХ
1,5 раз
во столько цифровая платформа позволяет увеличить количество студентов без расширения площади аудиторий
5 месяцев
продолжительность проекта
от разработки до реализации
8 аудиторий
оснащены цифровой системой
для гибридного образования
ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА
Чтобы организовать цифровую платформу или получить консультацию по своему проекту — звоните или закажите обратный звонок.
Заказать обратный звонок
+7 495 204-15-20
Телефон: